Открытие бизнеса по франшизе – сегодня, пожалуй, самый распространенный вариант старта своего дела. Работать под именем уже известного и раскрученного бренда – именно этому отдает предпочтение более 50% российских начинающих предпринимателей.
Мировая практика также подтверждает, что такой вариант не просто имеет право на жизнь, но и отличается высокой степенью успешности и результативности. Для примера, более 30% американских компаний предпочитают работать по франшизе, в Австралии этот показатель составляет и вовсе рекордные 88%. Как открыть бизнес по франшизе? Как сделать правильный выбор из общего многообразия и не допустить ошибок?
Какой бизнес открыть по франшизе?
Российский рынок сегодня располагает более семью сотнями компаний, предлагающих франчайзинговую программу. Желающему открыть свой бизнес по франшизе стоит определиться со сферой деятельности. Это может быть область, в которой предприниматель обладает определенными знаниями, опытом, имеет соответствующее образование. Либо же к этому «лежит душа». Идеальный случай, когда оба этих критерия совпадают.
Для справки:
Самыми популярными направлениями бизнеса по франшизе считаются розничная торговля, сфера услуг и общепит. Франчайзеры же классифицируются по размеру: крупные c сотнями региональных представительств, средние и мелкие (не более 30 филиалов). На долю первых в РФ приходится 28%, а вот весомая часть – как раз последние.
Стоимость чужого имени
Чем известнее бренд, тем жестче критерии старта работы и контроль функционирования под его именем. Это паушальный взнос и проценты ежемесячного роялти, размер арендуемого помещения, численность персонала и прочее. К примеру, чтобы открыть ресторан «McDonald’s», потребуется внести около 25000 долларов и быть готовым к роялти в 12,5%.
Новичкам с достаточным количество стартовых средств стоит присмотреться к средним по размерам франчайзерам. Хотя все зависит от региона открытия бизнеса. Оптимальный взнос:
- для городов-миллионников – 6000-8000$;
- регионов – 3500-4200$.
Хотя существуют франшизы, правда, их немного, где паушальный взнос отсутствует полностью. Предложения с низкой ценой покупки и малыми размерами ежемесячных взносов (но с обещанием «золотых гор») должны насторожить.
Проверка франшизы
Если направление выбрано, а сумма покупки франшизы устраивает, следующий шаг – это проверка франчайзера:
- дата и данные регистрации;
- опыт работы на рынке;
- законность использования авторских прав бренда;
- отзывы;
- деловая репутация;
- количество филиалов: успешно функционирующих и закрытых (по каким причинам?);
- число проданных франшиз;
- динамика развития;
- законность сделок;
- объемы прибыли и т.д.
Компании, которым нечего скрывать, охотно делятся подобной информацией. Проанализируйте рынок самостоятельно и сравните, совпадают ли данные с предоставленными франчайзером. Можно привлечь профессиональных брокеров. Рекомендуются встречи и плотное общение с уже работающими представителями, поездка по филиалам или общение через Интернет, по телефону с их руководителями, чтение отзывов в Интернет. Чем больше будет накопленной информации об опыте работы, тем легче принять решение.
Старт бизнеса по франшизе
Если законность работы не вызывает сомнений, а количество негативной информации минимально, можно переходить к рассмотрению договора. Перед подписанием стоит воспользоваться услугами юриста, особенно если суммы значительны. Срок действия договора на бизнес по франшизе — минимум 3-5 лет.
Бизнес по франшизе может быть успешным только при обоюдном старании и взаимодействии сторон. Франчайзи ни в коем случае не стоит отказываться от обучения персонала (у некоторых франчайзеров – это обязательный пункт программы), тренингов, консультаций, семинаров и сборов представителей. Профессиональные кадры и в франчайзинговом бизнесе решают, если не все, то очень много. Технология подбора сотрудников может быть прописана в договоре, франчази и франчайзер могут проводить отбор как самостоятельно, так и совместно.
С радостью отвечу на все вопросы в комментариях к статье.