Многие банковские должники сталкиваются с неприятной ситуацией, когда коллекторы звонят на работу, позволяя себе превышение полномочий и даже угрожая должнику, используя методы шантажа. Решить эту проблему можно, нужно только знать, какими правами обладают представители этой профессии.
Какие права имеют коллекторы
Закон устанавливает правила, которым должны подчиняться специалисты по возврату долгов или коллекторы, как их называют чаще. В том числе осуществлять звонки по телефону на работу должнику можно только в некоторых случаях:
- чтобы узнать, имеется ли в штате организации данный сотрудник;
- убедиться в правдивости сведений, предоставленных клиентом о компании, в которой он трудится;
- чтобы передать должнику о необходимости связаться с кредитором. При этом называть какие-либо подробности о цели звонка нельзя.
Если коллекторы сообщают руководству или сотрудникам должника любые подробности о размере долга и прочую конфиденциальную информацию, эти действия являются незаконными и могут привести в зависимости от конкретной ситуации к уголовному или административному наказанию.
Что делать если коллекторы звонят на работу
Что делать должнику
Поскольку главной задачей коллекторов является получение задолженности с клиента, они могут осуществлять телефонные звонки руководству должника, рассчитывая, что тот из страха разглашения информации о его долге постарается любыми способами рассчитаться с кредитором. Но в большинстве случаев коллекторы звонят на работу, если заемщик игнорирует их попытки выйти на связь, таким образом пытаясь установить с должником контакт.
Кроме того, пообщавшись с руководством клиента, не выплачивающего кредит, коллектор выясняет, работает ли должник и какими финансовыми средствами может располагать.
Прежде всего, нужно понимать, что сам факт, что коллекторы осуществляют телефонные звонки на работу должнику, еще не означает, что их действия незаконны. Так, звонят по рабочему адресу и в том случае, когда просто не могут дозвониться по домашнему или мобильному номеру, поэтому должнику следует соблюдать правила общения с коллекторами.
Но если в телефонном разговоре прозвучали какие-либо нарушения, в том числе если коллекторы раскрывают конфиденциальные данные, стоит сразу принимать меры.
Должник должен знать меры, к которым стоит прибегнуть в этой ситуации для борьбы с неправомерными действиями:
- разговаривая с коллектором, сообщить о том, что разговор записывается;
- обратиться в ассоциацию коллекторов с жалобой на незаконные действия представителей их сообщества;
- написать заявление с жалобой и детальным объяснением ситуации (если ассоциация коллекторов не приняла соответствующие меры, эти заявления направляют в прокуратуру или полицию).
Иногда коллекторы прибегают к звонкам на работу родственников должника. Важно знать, что к родственникам коллекторы имеют право обращаться, лишь если они в договоре выступают в качестве поручителя или созаемщика. Но даже в этом случае звонки на работу с любым разглашением информации недопустимы.
Что делать руководителю
Перед определенной дилеммой в случае, если коллекторы звонят на работу, оказывается и руководство организации. Вмешиваться в кредитные вопросы сотрудника начальник не имеет права, поэтому в подобной ситуации стоит предоставить подчиненному самостоятельно решить свои проблемы. Увольнять или понижать в должности сотрудника по причине проблем с кредитами руководство не имеет права.
Если же внимание коллекторов к сотрудникам и руководителю должника остается навязчивым, также можно сообщить об этом факте в прокуратуру либо правоохранительные органы.
С радостью отвечу на все вопросы в комментариях к статье.